Госстандарт России по электрооборудованию
а) IP23 - для вращающихся электрических машин группы I;
б) IP20 - для вращающихся электрических машин группы II.
Необходимо предотвратить вертикальное попадание твердых инородных предметов через вентиляционные отверстия в оболочке вращающейся электрической машины.
Маркировка вращающихся электрических машин, предназначенных для эксплуатации только в специальных условиях, должна содержать знак Х и обозначение степени защиты (см. 27.2 ГОСТ Р 51330.0).
5.2.2 Внутренние вентиляционные системы
Внутренние вентиляционные системы должны отвечать требованиям к зазорам и материалам для наружных вентиляторов, изложенным в 17.3 и 17.4 ГОСТ Р 51330.0.
5.2.3 Минимальный радиальный воздушный зазор
Минимальный радиальный воздушный зазор между статором и ротором в активной зоне сердечника должен быть не меньше значения, определяемого по формуле
, (1)
где LRmin - минимальный радиальный зазор, мм;
D - диаметр ротора, мм (минимальное значение 75 мм, максимальное - 750 мм);
n - максимальная номинальная частота вращения, об/мин (минимальное значение 1000 об/мин);
b - безразмерный коэффициент, равный 1,0 для машин с подшипниками качения и 1,5 - для машин с подшипниками скольжения;
r - безразмерный коэффициент, имеющий минимальное значение, равное 1.
Определяется по формуле
, (2)
где L - длина сердечника, мм
Примечание - В формулах (1) и (2) минимальный воздушный зазор не имеет прямой зависимости от частоты сети или количества полюсов, что показано па примере двух- или четырехполюсного электродвигателя с подшипниками качения, питаемого напряжением переменного тока частотой 50/60 Гц, имеющего ротор диаметром 60 мм и длину сердечника 80 мм.
Подставляя в формулу (2) значения: L = 80 мм; D = 60 мм; n = 3600 об/мин (максимальное значение); b = 1,0, получим
.
Принимаем r = 1. Затем рассчитываем минимальный радиальный воздушный зазор
мм.
5.2.4 Машины с короткозамкнутым ротором
5.2.4.1 В дополнение к 5.2.1-5.2.3 требования данного подпункта распространяются на машины с короткозамкнутым ротором, включая синхронные машины с короткозамкнутой пусковой или с демпферной обмотками.
5.2.4.2 Стержни короткозамкнутых роторов следует припаивать угольной дугой или приваривать к кольцам, замыкающим их накоротко, если только эти компоненты не выполнены в виде единого блока.
Для предотвращения искрения между стержнями и сердечником ротора их следует плотно вставлять в пазы.
Примечания
1 Плотного прилегания стержней в пазах можно достичь, например, литьем алюминия под давлением или установкой в пазах дополнительных прокладок, расклиниванием или посадкой на шпонку.
2 Стержни и кольца короткозамкнутых роторов не рассматривают как открытые проводящие части (см. 4 4, 4.5, 4.10 и 5.2.1).
5.2.4.3 Конструкцию ротора следует оценить на возможность возникновения искрения в воздушном зазоре. Необходимость проведения функциональных испытаний определяют по таблице 4.
Таблица 4 - Оценка короткозамкнутых роторов на риск образования искрения в воздушном зазоре
Характеристика |
Значение, вид или соответствие |
Коэффициент фактора риска |
Конструкция короткозамкнутого ротора |
Собранный цилиндр ротора |
2 |
Цилиндр ротора из литого алюминия |
0 | |
Количество полюсов |
2 |
2 |
От 4 до 8 |
1 | |
Св. 8 |
0 | |
Выходная номинальная мощность, кВт на полюс |
Св. 500 |
2 |
От 200 до 500 |
1 | |
£ 200 |
0 | |
Радиальные каналы для охлаждения |
Да. L < 200 мм (см. примечание 1) |
2 |
Да. L ³ 200 мм (см. примечание 1) |
1 | |
Нет |
0 | |
Перекос ротора или статора |
Да |
2 |
Нет |
0 | |
Лобовая часть обмотки ротора |
Соответствует требованиям примечания 2 |
0 |
Не соответствует требованиям примечания 2 |
2 | |
Температурный класс |
Т1 илиТ2 |
2 |
Т3 |
1 | |
Т4 или Т5, или Т6 |
0 | |
Примечания | ||
1 L - длина крайнего пакета каналов сердечника. | ||
2 Конструкция лобовой части обмотки ротора должна исключать неустойчивый контакт и отвечать требованиям температурной классификации. Этим требованиям соответствует коэффициент фактора риска, равный 0. В противном случае коэффициент фактора риска принимает значение, равное 2. |