Генераторы постоянного тока
Свойства генераторов постоянного тока определяются в основном способом питания обмотки возбуждения. В зависимости от этого различают генераторы:
1) с независимым возбуждением–обмотка возбуждения получает питание от постороннего источника постоянного тока;
2) с параллельным возбуждением–обмотка возбуждения подключена к обмотке якоря параллельно нагрузке;
3) с последовательным возбуждением–обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря и нагрузкой;
4) со смешанным возбуждением–имеются две обмотки возбуждения: одна подключена параллельно нагрузке, а другая – последовательно с нею.
Рассматриваемые генераторы имеют одинаковое устройство и отличаются лишь выполнением обмотки возбуждения. Обмотки независимого и параллельного возбуждения, имеющие большое число витков, изготовляют из провода малого сечения, а обмотку последовательного возбуждения, имеющую небольшое число витков, – из провода большого сечения. Генераторы малой мощности иногда выполняют с постоянными магнитами. Свойства таких генераторов близки к свойствам генераторов с независимым возбуждением.
Генератор с независимым возбуждением.
В этом генераторе (рис. 2.46) ток возбуждения Iв не зависит от тока якоря Iа, который равен току нагрузки Iн. Величина тока Iв определяется только положением регулировочного реостата rр.в, включенного в цепь обмотки возбуждения:
, (2.66)
где Uв – напряжение источника питания; rв – сопротивление обмотки возбуждения; rр.в-сопротивление регулировочного реостата.
Обычно ток возбуждения невелик и составляет 1–3% от номинального тока якоря.
Основными характеристиками, определяющими свойства генераторов постоянного тока, являются характеристики холостого хода, внешняя, регулировочная и нагрузочная.
Рис. 2.46. Принципиальная схема генератора с независимым возбуждением
Характеристикой холостого хода (рис. 2.47, а) называют зависимость U0 = f(Iв) при Iн= 0 и n = const. При холостом ходе машины, когда цепь нагрузки разомкнута, напряжение U0 на зажимах якоря равно э.д.с. Е = сеФn.
Обычно частота вращения якоря n поддерживается неизменной и напряжение при холостом ходе зависит только от величины магнитного потока Ф, т.е. оттока возбуждения Iв. Поэтому характеристика U0 = f(Iв) подобна магнитной характеристике Ф = f(Iв)
Рис. 2.47 – Характеристики генератора с независимым возбуждением
Характеристику холостого хода легко снять экспериментально. Вначале устанавливают ток возбуждения таким, чтобы U0 ≈ 1,25Uном; затем уменьшают ток возбуждения до нуля и снова увеличивают до прежнего значения. При этом получаются восходящая и нисходящая ветви характеристики, выходящие из одной точки. Расхождение этих ветвей объясняется наличием гистерезиса в магнитопроводе машины. При Iв = 0 в обмотке якоря потоком остаточного магнетизма индуктируется остаточная э.д.с. Еост, которая составляет 2–4% от Uном.
Внешней характеристикой (рис. 2.47, б) называют зависимость U==f(Iн) при n = const и Iв = const. В режиме нагрузки напряжение генератора
, (2.67)
где ∑r – сумма сопротивлений всех обмоток, включенных последовательно в цепь якоря (якоря, добавочных полюсов и компенсационной).
С увеличением нагрузки напряжение U уменьшается по двум причинам:
а) из-за падения напряжения во внутреннем сопротивлении ∑r машины;
б) из-за уменьшения э.д.с. Е в результате размагничивающего действия реакции якоря.
Изменение напряжения при переходе от режима номинальной нагрузки к режиму холостого хода
. . (2.68)
Для генераторов с независимым возбуждением оно составляет 5–15%.
Регулировочной характеристикой (рис. 2.47, в) называют зависимость Iв = f(Iн) при U = const и n = const. Она показывает, каким образом следует регулировать ток возбуждения, чтобы поддержать постоянным напряжение генератора при изменении нагрузки. Очевидно, что в этом случае по мере роста нагрузки нужно увеличивать ток возбуждения.
Нагрузочной характеристикой (рис. 2.48, а) называют зависимость U=f(Iв) при n = const и Iн = const. Нагрузочная характеристика при Iн = Iном (кривая 2) проходит ниже характеристики холостого хода (кривая 1), которую можно рассматривать как частный случай нагрузочной характеристики при Iн = 0. Разность ординат кривых 1 и 2 обусловлена размагничивающим действием реакции якоря и падением напряжения во внутреннем сопротивлении ∑r машины. Наглядное представление о влиянии этих факторов дает характеристический, или реактивный, треугольник ABC (рис. 2.48, а). Если к отрезку аА, равному в определенном масштабе напряжению U при некотором токе нагрузки Iн, и некотором токе возбуждения Iв, прибавить отрезок АВ, равный в том же масштабе падению напряжения Ia∑r в генераторе, то получим отрезок аВ, равный э.д.с. Е. При холостом ходе такая э.д.с. индуктируется в обмотке якоря при меньшем токе I'в, соответствующем абсциссе точки С. Следовательно, отрезок ВС характеризует размагничивающее действие реакции якоря в масштабе тока возбуждения. При неизменном токе Iн катет АВ характеристического треугольника является постоянным; катет ВС зависит не только от тока Iн, но и от степени насыщения магнитной системы, т.е. от тока возбуждения Iв. Однако в ряде случаев влиянием тока возбуждения пренебрегают и принимают, что отрезок ВС пропорционален только току Iн.